Док (semiurg) wrote,
Док
semiurg

Categories:

Рассказы о машинах - ностальгическое...

Много, ох много машин побывало в моих нечутких руках, было подвергнуто нещадной эксплуатации, ремонту, усовершенствованию, и – проследовало дальше, в длинной череде своих владельцев. И потому серия «Рассказы о машинах», к радости издателя, продолжается.

На сей раз это автомобиль, уникальный тем, что был у меня дважды - .

Невезучий «41-й»



41-й «Москвич» так и не заслужил своего собственного имени. То есть завод пытался его запоздало обозвать – сначала невесть с чего «Алеко» (что сразу же преобразовалось в «калеку»), потом, когда АЗЛК пробило на псевдорусскую развесистую клюквенность, - «Святогором», но в народе его так и называют просто «41-й». Впрочем, этой машине вообще по жизни не везло.

Мало кто помнит, но в начале своей жизни «41-й» стоил дороже «восьмерок» и «девяток». Причем, это было совершенно оправдано – «Москвич» по всем параметрам на класс выше. Большая, комфортная машина, с передним приводом, да и вообще – вполне передовой конструкции. Неудивительно – «41-й» был вчистую «слизан» с «Ауди-100». Настолько тщательно, что многие детали подвесок взаимозаменяемы, а если значок АЗЛК поменять на «колечки», то с фасада можно легко обознаться. По удобству же посадки водителя российский автопром и по сию пору не подошел даже близко ни в одной из своих моделей к «сорок первому». И вообще, салон 41-го – просто образец того, как нужно делать салон. Просторный, с высокой крышей, водитель не толкается локтями с пассажиром, а сзади спокойно сидят именно трое, а не «два с половиной», как в «десятке». При этом, аэродинамика лучше, чем у «зубил», а задняя дверь поставлена под правильным углом и не загаживается дорожной грязью – почему-то этот угол удался только на «41-ом». В общем, «Ауди» есть «Ауди» - что тут говорить…

На удивление хороши оказались и потребительские качества. «41-й» отлично держит дорогу на высоких скоростях – большие колеса, широкая база, продольно расположенный двигатель и немецкая кинематика подвесок тому порука. Однако учтены и отечественные реалии – вместимость машины со сложенными задними сидениями превосходит таковую у «четверки», которая в нашей стране является эталоном универсала, процентов на 25 – поскольку кузов шире. Да и проходимость для монопривода уникальная – несмотря на небольшой клиренс, большие, хорошо нагруженные продольным агрегатом ведущие колеса, вытаскивают машину и из песка, и из снега и из грязи. В общем, хорошая машина, без вопросов. Только… невезучая.

Первым делом, «41-му» не повезло с силовым агрегатом. «Ауди» с мотором от 412-го «Москвича» - срам, да и только… Старинный, слабосильный и низкооборотистый двигатель категорически не подходил к современной машине. Недостаток тяги пытались компенсировать растянутыми передаточными числами в коробке – но неудачно. Слишком короткая первая и слишком длинная третья превратили движение в городе в поединок нервов – правда, на четвертой-пятой можно было уже катиться в свое удовольствие, но четвертую стоило включать на скорости не ниже 70 км/ч, иначе тяги таки не хватало. Как говорили бывалые «москвичисты»: «В городе - обплюешься, на трассе – не нарадуешься». Полутора литров рабочего объема настолько очевидно не хватало для тяжелой машины, что это стало понятно даже производителю. Из несчастного пенсионера – двигателя УЗАМ, - начали тянуть последние жилы, увеличивая объем до 1,7, потом до 1,8, а под конец и до двух литров. Это сразу же сказалось на ресурсе и без того не слишком надежного мотора – он обрел несвойственную ему раньше склонность к перегреву и начал проситься на капиталку при пробеге в сто тысяч, а то и раньше…

Поиски подходящего двигателя продолжались – на «41-й» приспособили ВАЗовский мотор 2106, объемом 1,6 литра. Он тоже был откровенно слабоват – все ж таки «41-й», это не «шестерка», весит почти в полтора раза больше, - но хотя бы ресурс у него был выше, чем у УЗАМа. Однако самый неожиданный ход конем завод АЗЛК совершил, засунув под обширный капот «Москвича» двухлитровый двигатель «Рено». Так появился автомобиль, сразу прозванный «Реногор» - диковинный гибрид бульдога с носорогом. Слов нет, мощный, современный впрысковый двигатель преобразил машину – «реногор» летал как пуля, практически не уступая своему прототипу «Ауди». К мотору приурочили легкий рестайлинг внешности, новые кресла в салоне (с интегрированными подголовниками, вместо твердых цельнолитых москвичевских недоразумений) и остромодную в те годы окраску металликом. Казалось, что еще чуть-чуть и мы получим прекрасный и недорогой автомобиль, но… Тут «41-му» опять не повезло. Грянули 90-е годы с их неразберихой и бестолковщиной.

Новый мощный мотор отчетливо выявил недостатки «41-го». Недостатки не конструктивные, но производственные – слабая подвеска не выдерживала скорости, некачественные «гранаты» приводов просто срезало возросшим крутящим моментом, а «жидковатый» кузов деформировался от нагрузок. Все это достаточно легко лечилось владельцами – импортные ШРУСы и стойки, парочка дополнительных сварных швов – и машина обретала нормальную жизнь. Понятное дело, что довести до ума несколько очевидных слабых мест мог и завод, но фантасмагория 90-х годов начисто сорвала крышу руководству АЗЛК, превратив его в главное посмешище российского автопрома. Тут «41-му» не повезло в последний раз.

Вместо того, чтобы довести до ума вполне неплохую и популярную в народе машину, завод начал производство малосерийных «суперкаров» с пафосными до идиотизма названиями «Князь Владимир» и «Юрий Долгорукий». Естественно, такие несовместимые с жизнью имена немедленно подверглись трансформации – «Князь Вован» и «Юрий Долгопрудный» несколько лет являлись объектами весьма злых анекдотов. «41-й» же доживал на конвейере как бедный родственник своих самозваных князей-потомков. Качество сборки упало ниже плинтуса, машины выходили с завода некомплектными, и, самое главное, АЗЛК перешел на «упрощенную» технологию производства кузовов, что означало поганый дешевый металл, отсутствие грунтовки и антикора. Машины начинали гнить уже во дворе завода, а через два года напоминали найденный на помойке дуршлаг. Репутация «41-го» была погублена безвозвратно.

Завод АЗЛК еще несколько лет лежал под финансовой капельницей, в редких предсмертных судорогах рожая очередных «княжеских» ублюдков, но, в конце концов, закономерно издох под грузом собственного идиотизма. Туда ему, в общем, и дорога – однако жаль, что в месте с ним исчез и автомобиль, который имел все шансы на долгую и счастливую жизнь.
«41-му» в очередной раз не повезло – родителей не выбирают…


Эх, хорошая была машина, удобная...

38,43 КБ
Tags: Полутворчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments