Док (semiurg) wrote,
Док
semiurg

Category:

Linux — итоги, выводы, резоны

Итак, очередная попытка использовать Linux в качестве рабочей системы достигла стадии подведения итогов. Что вам сказать? Впервые за более чем десять лет общения с линухом я действительно доволен результатом! Доволен настолько, что нет ни малейшего порыва снести систему и вернуться к Windows.

Итак, напоминаю — я выбрал дистрибутив Mint с оболочкой Cinnamon. Она достаточно легкая и при этом эстетичная. Без вычурной тяжеловесности Ubuntu но и без суровой унылости Xfce. Для меня это оказалось наилучшим выбором, но спектр предложений велик и каждый может подобрать себе дистрибутив по вкусу.

Снимок экрана от 2015-12-21 13%3a27%3a04

 

Поскольку Linux используется на ноутбуке с изначально ограниченным кругом задач (не предполагающим работы с графикой, обработки видео, игр и использования специфического софта), то полный набор необходимых утилит был сформирован без особых проблем. Практически весь рабочий софт либо имеет Linux-версии (Skype, Telegram, браузеры), либо можно подобрать близкий по функционалу аналог. Все работает стабильно, без сбоев и проблем. После некоторого привыкания к особенностям интерфейса, работа вполне комфортна.

Снимок экрана от 2015-12-21 13%3a26%3a33

Главное (и, наверное, единственное) существенное неудобство — неполная совместимость LibreWriter и Microsoft Word. Документ сложного форматирования (особенно с встроенными таблицами), сохраненный в LibreWriter, может открыться в Microsoft Word самым причудливым образом, вплоть до полной нечитаемости. Когда у тебя дедлайн, напряженная коллективная работа над одним документом, в который человек пять по очереди вносят правки, а после тебя получают вместо документа винегрет… В общем, не способствует гармонии в коллективе. По всей видимости, эта проблема неразрешима, поскольку она на стороне Microsoft — они отнюдь не заинтересованы в этой совместимости, им офис продавать надо. (Не понимаю — почему бы им самим не начать продавать офис для Линукса?) К счастью, в большинстве случаев документы обрабатываются корректно, проблемы только с некоторыми. Если бы под Linux-ом можно было бы поставить Microsoft Word от 2007 и моложе (работающие с xml) — ситуация была бы идеальной. (Все мои попытка заставить его нормально работать из-под wine пока не увенчались успехом, ну и это автоматически предполагает, что офис ломаный. Я готов это пережить, но концепция Linux нарушается.)

Снимок экрана от 2016-02-14 11%3a48%3a41

То есть, я, конечно, офис поставил (легальный, но 2007 — последний, который работает без активации, просто по ключу), но назвать его работу стабильной и качественной не могу. Одно сглаживание шрифтов чего стоит…

Снимок экрана от 2016-02-14 12%3a40%3a59

Возможно, решением было бы использование Microsoft Office Web Apps — но оно требует широкого канала, который доступен не везде. Существует также wps office от Kingsoft, но я его еще не пробовал. Попробую — расскажу.

 

А теперь, когда мы определились, что работать под Linux-ом вполне можно, давайте подумаем, зачем это нужно.

 

Резоны

Первое, что приходит на ум — отсутствие вирусов. Ну, то есть, теоретически они существуют, но в практической плоскости столкнуться с ними вам вряд ли удастся. Для меня это не самый серьезный аргумент — я много лет не пользуюсь антивирусными программами на винде, и при этом ни единого вируса не имею. Достаточно соблюдать несложные правила безопасности. Но мне периодически приносят на ремонт компы, и там иной раз такой зоопарк (недавний рекорд — 75 вирусов на одну винду), что я понимаю, что отрицать серьезность проблемы сложно.

Второе — вопрос безопасности. Это сложный вопрос. Почему, скажем, я не хочу переходить на Win10? В том числе и потому, что это не система, а одна сплошная дыра в вашей приватности.

Win10 непрерывно отправляет:

1. Весь печатаемый текст. Не важно, каким приложением вы пользуетесь. Нажатия клавиш перехватываются на уровне операционной системы, данные собираются в пакеты и отправляются с периодичностью 1 раз в 30 минут. В принципе, уже одного этого достаточно для паранойи.

2. Геолокационные данные. И названия сетей Wi-Fi поблизости. Накапливаются и передаются раз в 30 минут. Позволяют отслеживать физические перемещения пользователя с точностью до нескольких метров.

3. Запись с микрофона. Микрофон в Windows 10 включен постоянно. Записи голоса пользователя накапливаются, какая-то часть из них отправляется на сервера Microsoft.

4. Телеметрия. Собирается и отсылается буквально всё: какие программы установлены, какие запущены, объем занятой памяти, журналы приложений, фрагменты оперативной памяти и так далее.

5. Данные о пиратстве. Windows 10 просматривает названия пользовательских файлов и сверяет с постоянно обновляемым списком пиратских новинок. Если находятся соответствия, листинги пользовательских директорий отправляются в Microsoft. Для русского пользователя последствий не имеет, но все равно неприятно, когда твой комп на тебя же стучит.

6. Видео с камеры. В Microsoft передается 35 Мб данных сразу после активации и включения встроенной камеры. Предположительно, данные привязываются к пользовательскому аккаунту Microsoft.

 

Вы можете сказать, что не ведете никакой противоправной деятельности и вам нечего скрывать. Однако, даже если вам действительно пофиг, что вся ваша деятельность мониторится непонятно кем и непонятно зачем, то паразитный трафик, который гоняет новая винда, может достигать гигабайта (!) в сутки (я проверял). Лично мне на мобильном доступе это, мягко говоря, влетает в копеечку. Да, значительную часть этого трафика можно порезать, если знаете как (это неочевидно — даже отключить автоматические обновления просто так не получится), но, даже когда все доступные функции мониторинга выключены, Windows 10 гоняет трафик в обе стороны. Полностью его порезать никому пока не удалось.

К сожалению, если вы ставили последние обновления, то в такую же зияющую дыру превратились и более ранние версии Windows — 7 и 8. Единственный выход — ставить «семерку/восьмёрку» и сразу при установке запрещать ей обновления. Но это делает систему достаточно уязвимой, потому что не все обновления вредны, есть и важные в плане безопасности. С Linux-ом этой проблемы нет, причем его не надо бить по рукам, он изначально сам никуда не лезет без запроса и другим не дает — вероятность словить какой-нибудь малварь ничтожна.

 

Разумеется, к вопросам личной сетевой приватности это имеет отношение довольно косвенное — это вообще о другом. Хотел было расписать этот аспект подробнее, но и так до черта текста вышло, в другой раз как-нибудь. В общем, как по мне, это самый серьезный аргумент в пользу установки Linux-а. Если бы удалось решить проблему с офисом, поставил бы второй системой на основной комп — работать и общаться из-под Линуха, а в винде играть, редактировать видео и обрабатывать фото. И пусть она об этом сообщает кому хочет…

Оригинал этой записи на http://semiurg.ru/2016-02-15/linux-ndash-itogi-vyivodyi-rezonyi/

Tags: linux
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →