Док ([info]semiurg) wrote,
@ 2009-05-15 12:43:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Всписнулось

О дружбе и возрасте

С возрастом у нас становится меньше друзей. Старые куда-то деваются, а новых заводить все труднее… Из этого печального правила есть, безусловно, свои приятные исключения, но статистически, пожалуй, модель верна. Причин тому множество – от простых и очевидных, до весьма парадоксальных.

Прежде всего, сужается поле выбора, хотя бы по принципу «цветовой дифференциации штанов», сиречь социальному фактору. Вот, к примеру, человек, с которым вы прекрасно дружили в годы студенчества, жили в одной комнате общаги, вместе таскались на концерты и к девкам, отбивались от гопников, вытаскивали друг друга из ментовки и вообще были «неразлейвода», как говорится. Однако потом ты стал каким-нибудь менеджером-инженером-журналистом, а он – владельцем заводов-газет-пароходов и вообще неприлично разбогатевшим типом. Это вовсе не значит, что он от избытка денег «скурвился», хотя такое тоже бывает. Просто ваша дружба стала сложна, скажем так, технически. Вы теперь пьете разные напитки, по разному проводите досуг и у вас очень разный график жизни. Он больше не пьет дешевый вискарь, а уж тем более водку, а тебе не по карману элитные коньяки, да и не понимаешь ты в этих буржуйских напитках ничерта. А значит, либо он давится твоим поганым керосином, либо вынужден поить тебя за свой счет, что создает некую неловкость. Ресторан, в котором ты можешь оплатит свою долю счета – для него паршивая забегаловка, а туда, где ужинает он, тебя не пустят в джинсах…. Ну, тут много чего еще можно вспомнить технического, ну да пустое – сами додумаете. В общем, это все как бы мелочи, но все они вместе складываются в постоянный дискомфорт отношений. Да и о чем, вам, собственно, говорить-то за этой чертовой бутылкой? Тебе непоняты его фьючерсы, а ему твои задержки зарплаты. Вот тебе и первый путь ухода друзей из твоей жизни – одни вверх, к финансовым вершинам, другие вниз – в дворники и алкоголизм. И те и другие выпадают из вашего жизненного круга.

Вторая причина потери друзей – образование, так сказать, прочной ячейки общества вокруг себя. То есть, попросту, большинство людей к определенному возрасту женятся или выходят замуж - соответственно полу. Этот процесс, безусловно, положительный для человечества в целом и для вас лично, но на дружеских отношениях сказывается, увы, не лучшим образом. Холостым плохо дружится с семейными, а двум семьям подружится уже вчетверо тяжелее. Уж очень часто возникать ситуация «он-то по прежнему отличный мужик, но жена его…» В общем, супруг/супруга частенько не вписывается в компанию. И вроде бы ничто не мешает по прежнему дружить, но сепаратно – исключая из процесса супруга/супруга, но это опять же неудобно технически. Если твоя жена/муж на дух не переносит твоего друга/подругу, то не посидишь уже на кухне заполночь в душевном комфорте. Да и, как говорится, своя семья ближе к телу. А когда появляются дети – это вообще катастрофа. Бездетный пары с детными вообще коммуницировать почти не могут – одни все о пеленках и режущихся зубках, а других моментально тошнит от всего этого слюнявого маразма. Пока своего не заведешь, вся эта эйфория вызывает тяжелое недоумение, и хочется немедленно записаться в чаилдфри, чтобы избежать такого же безумия. В общем, на этом жизненном этапе мы тоже активно теряем друзей. Иногда насовсем.

Следующий этап потерь – разводы. Только вроде бы все утряслось вокруг ячейки общества, сформировался какой-никакой круг общения семьями, и тут ячейка сия с громким треском распадается, разнося привычный мир в клочья. И начинается – кто за одну команду сторону конфликта болеет, кто за другую… Одни радостно выслушивают какой он «козел и молодую жизнь твою заел», а другие с неменьшим смаком согласно кивают над стаканами по поводу «этой тупой стервы». Причем линия раздела болельщиков чаще всего проходит посередине семей – по принципу гендерной солидарности, - а в результате обе стороны начинают избегать дружеского контакта с тобой, дабы избежать повторения истории в собственной ячейке. А потом либо новая ячейка и очередной виток перераспределения отношений, либо, если жизненный опыт тебя чему-то научил, свободное холостяцкое бытие, закономерно исключающее тебя из круга общения все еще семейных друзей, ибо зависть – нехорошее чувство.

А там, глядишь, и следующий этап пошел, самый печальный, но неизбежный и необратимый – сверстники начинают помирать. Кто от пьянства, кто от рака, кто в аварии, а кто и просто так – от общего несовершенства жизни. Годам к сорока оглядишься – ё-мать! Сколько ж наших уже зарыли, а ведь молодые, в принципе, все…

Но больше всего мы теряем друзей не от водки, и не от социального неравенства, и даже не от семейной жизни. Больше всего мы их теряем от собственной лени и усталости, и даже не скажешь от чего больше, ибо чем дальше, тем тяжелее отделять одно от другого. Всякое дружеское общение требует времени и душевных сил, а мы так устали, нам так лень шевелиться… Зачем нам эти посиделки «за жизнь»? Алкоголь уже не так радует, ибо печень и на работу с утра, жизненные перипетии не возмущают и не шокируют – да даже и не развлекают, ибо мы умудрены жизненным опытом и видели все это во всех видах. А главное, мы давно убедись, что один человек может помочь другому разве что деньгами, потому что своего ума никому в голову не вложишь, и советы наши пусты и не влекут за собой действий. И нет больше споров о смысле жизни, поскольку экспериментально установлено, что такового в ней не имеется. Вот тут и возникает подспудная мысль «нафига это все?» Зачем эти разговоры – все переговорено сто раз, и знаем мы друг друга как облупленных, - все вопросы знаем, и все ответы. К чему эти пьянки, если половина из нас уже вполне себе тихие пьяницы, а вторая половина как раз завязала? К чему эти позы друг перед другом, когда все всех давно видят насквозь? И долгая память, как известно, хуже чем сифилис…

Так только, посидеть, посплетничать, что N опять женился на очередной дуре, а Х с очередной дурой развелся, но президент, как и следовало ожидать, скотина, и начальник, как водится, дурак. Ну и, конечно, цены вон какие, а экология сами знаете где. И анекдоты с интернета пересказать, хотя у всех тот же интернет и все их сами читали.

В общем, куда лучше посидеть, почитать ЖЖ, потому что для этого не нужно никуда идти – даже на кухню, можно не пить, не переодеваться из домашнего, не строить лица… Да и все чужие проблемы легко уходят за горизонт экрана скроллингом – в этом отношении френды куда удобнее друзей. А посплечничать и в аське можно…

Зачем друзья, если каждый все равно живет и умирает в одиночку?

И знаем ведь, что все это неправильно, неправда, и так жить нельзя, - но живем тем не менее. Каждый в своем, каждый в себе и каждый в себя. И чем дальше, тем тяжелее собраться, поговорить, почувствовать что-то вне себя – не как информацию с экрана, а как часть жизни вокруг. И надо бы увидеться, да выпить вместе – но не с кем, и некогда, и печень, и за руль утром. А потом оглянешься вокруг – кто помер, кто спился, кто в Америку уехал. Так и сядешь один с бутылкой докторахауса смотреть – он тоже тот еще одинокий, грустный, нелепый мерзавец. Как мы. За то и любим.

Грустно это все.

 

 

Заглавная картинка - Анатолий Кудрявцев

Оригинал этой записи на http://semiurg.ru/2009/05/15/o-druzhbe-i-vozraste/




Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>

(139 comments) - (Post a new comment)


[info]elen123
2009-05-15 08:50 am UTC (link)
Правда в каждом слове... Такие вещи чувствуешь, знаешь, понимаешь, но не хочешь формулировать, превращать в слова. Но все так.

(Reply to this)


[info]prosvetj
2009-05-15 08:52 am UTC (link)
Док, это офигительный текст. и созвучный. И правильный. И да, так по суете нашей всё верно и так по бессмысленности бытия проще.

А потом плюёшь, едешь с друзьями в деревню (с теми, кто с разной степенью достатка) - и все они ржут, все пьют водку и не пьянеют, потому что кислород и радость, все чертовски рады тому, что выбрались, и всё. И заряд на полгода. А там и снова выберемся. И ничего. И уже не так брюзжишь. А?

ну и это - люблю тебя в хорошем смысле этого слова:)

(Reply to this) (Thread)


[info]semiurg
2009-05-15 08:55 am UTC (link)
Конечно, Жень, и в деревню, и заряд, и не все так плохо. Просто настроение такое - дождь, голова болит и так далее.

И я тебя тоже в хорошем смысле :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]prosvetj, 2009-05-15 08:57 am UTC

[info]rassty
2009-05-15 08:58 am UTC (link)
отчасти ты прав, но лишь отчасти.
Не соглашусь в части нежелания видеться, чтобы перетирать одно и то же. Сдрузьями можно и помолчать. И это прекрасно, я так думаю(с)

(Reply to this)


[info]mad_escape
2009-05-15 08:59 am UTC (link)
Эх.

(Reply to this)


[info]lanka10
2009-05-15 09:03 am UTC (link)
Всё так...

Как раз совсем недавно обдумывала эту мысль, оглядываясь назад на несколько увядших тёплых связей, воспоминания о которых каждый раз тихонько скребут в душе. Правда ровно до тех пор, пока первая шальная мысль "надо бы попробовать это всё встряхнуть" не сменяется лениво-безразличным "вот только нафига?"

(Reply to this)


[info]ulife
2009-05-15 09:05 am UTC (link)
у вас явный талант. по себе могу сказать, что и до 40 недожив, едва 30 разменяв, приходишь к этому - просмотр Хауса наедине с собой. Как максимум - завести собаку.

(Reply to this)


[info]zlaya_zadnica
2009-05-15 09:31 am UTC (link)
Отличный текст


(Reply to this)


[info]al_mix
2009-05-15 09:35 am UTC (link)
Черт побери, как же это все грустно и точно, не смотря на мой другой пол и возраст...(

(Reply to this) (Thread)

О дружбе и возрасте
[info]graf_aristarh
2009-05-19 06:03 pm UTC (link)
Полностью согласен,но если есть один настоящий друг,то ничто не будет помехой этой дружбе,и ни какие факторы не повлияют. Это моё мнение личное...

(Reply to this) (Parent)

О дружбе и возрасте - [info]zolton8, 2009-05-19 07:39 pm UTC

[info]polytech_spirit
2009-05-15 09:49 am UTC (link)
Да, вот у меня так получается что тяжело реанимировать старые связи, надо ведь звонить человеку, как-то встречаться, а когда долго с человеком не общался, с ним как-то тяжело заново налаживать контакт, разговор не клеится. Впрочем, я вообще человек не коммуникативный, наверно другим легче.

(Reply to this)


[info]woxed
2009-05-15 09:50 am UTC (link)
Понра. Вкусно.
На самом деле все эти асечки, жжшечки, скайпики и прочая шняга - абсолютное зло для нормального человеческого общения. Почему мы подрываемся выпить пива/водки/вискаря с друзьями? Да потому, что интересно - как там они, эти друзья, поживают? А когда они тебя всё время дёргают в аське, пишут в жж и т.п., то вроде как ты уже и в курсе их жизни. И некоторые тебя ещё заочно утомить успели, а другие скучны становятся... И всё - нет повода увидеться, кроме как неприятность какая. Когда надо подрываться и выручать. Ну или по совсем печальным поводам видимся.

(Reply to this)


[info]juhny
2009-05-15 09:51 am UTC (link)
у меня друзей осталось столько же. в смысле, те, кто действительно был другом - остался другом... тусовка уменьшилась, количество приятелей сократилось... а с друзьями все пока в порядке...

(Reply to this)


[info]hamsterin
2009-05-15 09:53 am UTC (link)
Здорово. Очень. И все правда.

Вот ия сейчас сижу и читаю вас, а не звоню друзьям.

Скролл...

(Reply to this)


[info]tomka_in
2009-05-15 10:01 am UTC (link)
Все так и есть... Грустно, конечно, но как по-другому - пока не придумывается.
Спасибо за текст.

(Reply to this)


[info]natalya1905
2009-05-15 10:03 am UTC (link)
Всё правильно. Очень точно. И в настроение.

(Reply to this)


[info]alexgavva
2009-05-15 10:04 am UTC (link)
Третий год пытаюсь собрать друзей - выехать в лес к речке, закинуть снасти и посидеть у костра - Фиг! У всех срочные неотложные дела: вечный ремонт, рощение детей, работа

(Reply to this)


[info]vladds
2009-05-15 10:33 am UTC (link)
Есть еще одно: вместо некоторого числа друзей образуется бесчисленное число "знакомых". Когда с какими-то знакомыми больше общаешься, может начать казаться, что это типа друг. Но какие-то простые вещи расставляют все по местам.

Помню, одному такому полгода назад написал в аську, что у меня отец умер. Так он до сих пор не ответил. Может подумал, что я у него денег хочу занять, фиг знает...

(Reply to this) (Thread)


[info]semiurg
2009-05-15 10:41 am UTC (link)
а может не получил - такое тоже бывает

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vladds, 2009-05-15 10:47 am UTC

[info]7e_neb0
2009-05-15 10:55 am UTC (link)
так похоже на реальность и правду, но и так пока не хочется в это верить((

(Reply to this)


[info]chesheer_cat
2009-05-15 11:43 am UTC (link)
Подписался бы под каждым словом!

Вы позволите скопировать к себе в журнал?

(Reply to this) (Thread)


[info]semiurg
2009-05-16 05:32 am UTC (link)
Конечно, берите.

(Reply to this) (Parent)


[info]real_wass
2009-05-15 11:44 am UTC (link)
дружбу держат общие интересы, а не только привычка.
Есть проблемы в дружбе - ищите общие интересы.
Хотя многим просто лень этим заниматься.

(Reply to this)


[info]dayx
2009-05-15 11:48 am UTC (link)
Истину глаголите.
Думаю, есть еще одна причина, как минимум, для мегаполисов - территориальная разрозненность: сперва мы дружим с теми, кто в одном дворе, потом в теми, с кем в одной школе, группе института.
И совсем разные вещи - пойти "по пиву" после пары или ехать после работы больше часа куда-то, а потом еще бежать на последний транспорт (вряд ли мегаполисное такси бюджетно для большой части социума). А с коллегами уже, как правило, не подружишься - не побухаешь. Потому как редко можно на работе найти нового человека, с которым будешь на 100% откровенен, потому как это не школа и не ВУЗ, здесь правила игры совсем другие... А 2х или 3х таких людей найти еще сложнее...

(Reply to this) (Thread)


[info]nnagina
2009-05-15 04:11 pm UTC (link)
да уж, географию надо учитывать

особенно если вырос в одном городе, институт был в другом, а живешь потом в третьем

(Reply to this) (Parent)


[info]nuzgul
2009-05-15 12:32 pm UTC (link)
какой-то неизбежностью от поста веет: дескать, бессмысленно всё.
я уже лет пять раз в полгода-год чищу телефонную книжку, оставляя около 20% номеров, т.е. около 20ти.
И всегда за следующие полгода-год из старых нескольких сотен пару человек возвращаются. Те, что позвонили сами, и не смутились в ответ "извини, а ты кто?".

(Reply to this)


[info]liten_lily
2009-05-15 02:26 pm UTC (link)
И правда как то грустно:((

(Reply to this)


[info]black_z
2009-05-15 04:54 pm UTC (link)
И мне тоже такие мысли приходили. Приходили-приходили, потом тоскливо как-то стало. так что собираю людей-друзей сама. многим нравится.

(Reply to this)


[info]jula_kiseleva
2009-05-15 08:14 pm UTC (link)
да

(Reply to this)


[info]kortan
2009-05-16 07:33 am UTC (link)
Грустный пост. И коменты тоже. Все так и есть - с возрастом теряем. Но остаются рядом те, кто проверен временем, чье присутствие в жизни очень важно. Можно даже не видется часто. Есть телефон, интернет. Когда-то давно прочитала у Сергея Образцова, что одиночество наступает тогда, когда почти не остается сверстников. А пока они есть, мы можем одинаково (по-большому счету) оценивать, ощущать, спорить и понимать.

(Reply to this) (Thread)


[info]semiurg
2009-05-17 04:34 pm UTC (link)
Увы, не всегда остаются.

(Reply to this) (Parent)


(139 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…